Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация о поселении

 

Дата образования  станицы  Дубовской  1732 год

Правовой статус   Дубовского  сельского поселения

 

Дубовское  сельское поселение Шелковского  муниципального района Чеченской Республики (далее Дубовское сельское поселение) – муниципальное образование образованное и наделенное статусом сельского поселения Законом Чеченской Республики от «14» июля 2008года №42-РЗ «Об образовании муниципального образования Шелковской  район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения». Административным центром Дубовского  сельского поселения является  станица Дубовская.

 

Границы Дубовского сельского поселения

 

  Границы территории Дубовского  сельского поселения установлены   Законом Чеченской Республики от «14» июля 2008года №42-РЗ «Об образовании муниципального образования Шелковского район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения» в соответствии с ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 

Наименование, состав территории  Дубовского сельского поселения

 

1.Официальное наименование муниципального образования – Дубовское  сельское поселение Шелковского  муниципального района Чеченской Республики.

  1. Территорию Дубовского сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения Дубовского сельского поселения, рекреационные земли, земли для развития Дубовского сельского поселения, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ Дубовского сельского поселения.

В состав территории Дубовского сельского поселения входят населенные пункты: станица Дубовская.

  1. Территория Дубовского сельского поселения входит в состав территории Шелковского муниципального района Чеченской Республики.

            

(из Устава, принятого  решением Совета депутатов Дубовского сельского поселения  Шелковского муниципального района Чеченской Республики от 19 декабря 2009 года № 9)

 

 

 

Без знания прошлого невозможна и современная жизнь.

Рассказ об истории  станицы Дубовской  был бы неполным, если не упоминать о казачестве. Эта сложная этническая и культурная общность до сих пор проживает в нашей республике, бережет свои корни, соблюдает обычаи и обряды, хранит уникальные традиции.

 

 

Немного истории

 

    Терско — гребенское казачество

 

        Казаками с конца 15 века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Казаки, служившие на Кавказе на нынешней территории Чеченской республики, получили по месту службы имя «гребенских» (от старого казачьего слова гребень — гора), а позднее «терских» (по названию реки Терек).

       Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 гг., когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий — верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

         Задолго до появления на Тереке крепостей и казачьих городков, горцы теснили ордынские кочевья в степях за Тереком. К 16 веку они контролировали территорию от устья Терека (по обоим его берегам) и до Дарьяльского ущелья. Тем не менее, постепенно Москва наращивала присутствие в этом районе казачьих отрядов. Складывание постоянного казачьего войска, оседлость русского населения здесь относится к середине 17 века. Именно этим периодом датированы первые сведения о земледельческих занятиях терско-гребенских казаков, о наличии такой организации как «войско», своеобразной самоуправляемой общины, имевшей выборного атамана и «войсковой круг», подобный общинному совету.

         Население казачьих городков постоянно пополнялось за счет беглых крепостных крестьян и посадских людей из Центральной России, Поволжья, Украины. Приток беглого русского люда на Терек увеличивался в период крупных крестьянских войн и восстаний в 17 -18 вв. В терское казачество вливались и выходцы из горской среды, беглые и пленные разных национальностей. В казачьи городки, как в безопасное убежище, бежали кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, закубанские черкесы — все, кому по тем или иным причинам ( в том числе и из-за нарушения закона) нельзя было оставаться в родных местах. Многонациональность формировала своеобразный быт и нравы казачьих поселений.

         Бесконечные вражеские набеги препятствовали прочной оседлости гребенских и терских казаков, селившихся в 16-17 веках на правом и левом берегах Терека. Укрепленные городки подолгу не существовали, разрушенные после очередного набега, они восстанавливались в другом, стратегически более удобном месте. И население не было постоянным: так уж повелось, что и казаки, и горцы беспрепятственно перемещались из своих поселений к соседям. Вот, например, как горцы уходили к казакам. «…Случалось, — пишет русский историк 19 века В.А. Потто в своей работе «Два века терского казачества», — что какой-нибудь Гассан похищал в соседнем селе красавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью в гребенской городок. А наутро Гассан превращался в казака Ивана, а Фатима становилась Марией, или, по-гребенски, Машуткой».

           Казаки, также как и горцы, занимались земледелием и скотоводством. В то же время они вместе с горцами, в том числе чеченцами и ингушами, охраняли рубежи русского государства, вместе строили военные укрепления, а при переговорах выполняли роль переводчиков.

           В 1721 году терско-гребенские казаки, как и все прочие «вольные» казаки, были определены в ведение военной коллегии России, оформлены как военное сословие. К этому времени казачьи поселения окончательно переместились на левый берег Терека, где воссоединились в несколько крупных станиц, существующих и поныне. Линия поселения казачьего Гребенского войска по левому берегу Терека состояла из пяти станиц, из которой самой западной являлась Червленная. В 60-80 годы 18 в. правительство Екатерины II создает новую казачью линию казачьих поселений между Моздоком и Червленной путем переселения сюда донских казаков. Это шаг вызвал недовольство чеченцев, ибо тем самым у них отнимали левый берег Терека, вплоть до границ Кабарды. Недовольство выражали и гребенские казаки, разделявшие с чеченцами и кабардинцами степи за Тереком в хозяйственных целях. Но если казаки глухо роптали, то чеченские отряды, численностью порой до 3 тыс. человек, открыли настоящую войну. В 70-80 годы 18 в. они неоднократно атаковали левобережье Терека, стремясь ликвидировать здесь новые крепости и станицы.

         В 1785 году началась антиколониальная война горцев Северного Кавказа под руководством имама Мансура. Под его удар попали крепости Кизляр, Владикавказ, Григориполис и многочисленные станицы. Окончательно же вопрос о левобережье Терека был решен в пользу России в 1859 году с разгромом и пленением Шамиля.

        В большинстве своем, конечно, люди приходили в эти края спасаясь от притеснений беков, ханов, самодержцев и многочисленных завоевателей, коих в те времена было великое множество. Приходили для того, чтобы вольно жить. Это и сыграло свою роль в формировании этнической многоликости казачества. В Терском казачьем войске было около половины горцев, которые пришли к казакам в поисках свободы. Были в числе жителей станиц и беглецы из Закавказья и даже Персии.

        Окончательно казачество оформилось в XV — XVI веке. Те времена можно назвать эпохой становления казацкой самобытности. Из бесправных беглецов, уходящих все дальше к окраинам расширяющейся империи, казачество становится особым сословием, уникальной общностью людей, несущих пограничные и военизированные функции. Люди начинают жить станицами. У них появляется свой язык, в котором можно найти и тюркские и кавказские корни. Значительна роль казаков в истории России, так как они способствовали расширению русских земель, неся при этом значительную хозяйственную, культурную и стабилизирующую функцию. Здесь появляется идеал общественной жизни, о которой приехавший из Центральной России Толстой говорил: «народ как казаки хочет жить».

          И в самом деле, для тогдашней России, вся история которой, вплоть до 1861 года была историей рабства, казацкая вольница была чем-то трудно представимым, фантастичным — людьми никто не помыкает, нет барщины или оброка, есть свое хозяйство. На самом деле жители станиц, ценившие свободу, изобрели собственную форму демократии, которая сочетала в себе свободу и подчинение строгой, если не сказать жесточайшей, дисциплине казачьего войска.

          Особой страницей истории терского казачества являлись отношения с горцами. Еще Толстой писал, про » деда Ермошку», у которого «половина Чечни в кунаках ходит». На протяжении всего существования казачества горцев и казаков связывали крепкие узы дружбы и добрососедства. Тот же Толстой писал о том, что жители станиц иногда неуважительно отзывались о солдатах-мужиках, чьи манеры иногда вызывали у казаков негативную реакцию. При этом кунак с гор всегда мог получить в доме казака кров и защиту. Был развит и институт «аталыков», когда горцы отдавали казакам на воспитание своих сынов. Юноша, росший в чужой семье был более мужественным.

         Трудно переоценить значение казачества как составной части русской кавалерии. Одно лишь слово «казаки» повергало врагов России в ужас. В 1807 году великий Наполеон, властелин армии «двунадесяти языков» говорил: «Дайте мне одних лишь казаков и я покорю всю Европу». Пытавшие завести в своих армиях «казачьи полки» европейские короли поняли, что эти попытки обречены на провал. Ведь дело здесь не в первоклассной джигитовке, не мастерском владении огнестрельным и холодным оружием, а в особом состоянии души, присущем казакам.

            Много горя принесла казаческому сословию революция. Возвращавшиеся с Первой мировой казаки прислушивались к лозунгам большевиков, а после событий 1917 года не считали нужным начать немедленное сопротивление новой власти. Ущемления своих прав не ожидали, хотели отдохнуть от фронтовых тягот и лучше понять, что кроется за простыми и всем понятными, а главное заманчивыми лозунгами большевиков. Вместе с тем, ценившие порядок и устои, а также строгую дисциплину, казаки со временем поняли, что новая власть несет нарушение привычного общественного быта и полный хозяйственный хаос. Большевики смотрели на жителей станиц, как на «слуг самодержавия», народ-помещик, абсолютно забыв, что первые, кто поднимался против царского гнета были именно казаки, ценившие прежде всего именно свободу и ради нее готовые на все (вспомним бунты С. Разина и Е. Пугачева). Вставшие под знамена братьев Бичераховых, осадивших Кизляр, позже горько об этом пожалели. Сопротивление казаков новой власти послужили поводом для жесточайших репрессий. Только в одном 1922 году было физически уничтожено 40 тысяч терских казаков. В 30-е и 50-е именовать себя «казак» было опасно. Сначала могли расстрелять, потом посадить. За 70 лет казачество было или уничтожено или крайне разобщено, а вся его интереснейшая история и культура преданы забвению.

 

 

 

 

 

 

Быт и культура терских казаков

          Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку».  Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты.

         Традиционно в каждом казачьем, так же как и в горском доме, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же — шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни.            

         Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

        Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь — сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом. Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени, и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.

 

          Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки, так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас.

 

 

 

Смешанные семьи

 

       Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно то рядом, то вместе, помогали друг другу во всем и роднились между собой. Среди многих свидетельств об этом — рассказ чеченского историка УмалатаЛаудаева о своих сородичах из станицы Червленной. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района. Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками.

      Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».

     Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина — местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».

         Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами… Дедушка Ерошка говорил Оленину: — Вся наша родня — чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

         Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты порою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую, мирную жизнь.

Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу.

 

 

 

Быт и культура  терско-гребенских  казаков

       

         Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку». В станицах, прилегавших к Грозному, Владикавказу или к железной дороге, дома казаков приближались к городскому типу. Внутреннее устройство домов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат было также схожим. Л.Н. Толстой, живший в молодости в Чечне, писал о гребенских казаках, что они «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

         Традиционно в каждом казачьем, так же как и в горском доме, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же — шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

        Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь — сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом.Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, — отмечал в 1859 году современник, — были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб-пасту, дат-кодар — смесь творога с топленым маслом многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.

         Горские музыкальные инструменты и танцы естественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой и темпераментный танец Наурская лезгинка стал национальным танцем терских казаков.

        Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки, так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас. Благодаря этому сегодня мы можем, например, описать чеченскую одежду и обычаи.

 

 

                                    Карта-схема станицы    ДУБОВСКАЯ

 

                                              Дубовская.

 Станица, входящая в состав Шелковского района, расположена в 40 км от районного центра, у трассы Каргалинская – Бороздиновская, в шести километров  от левого берега Терека.

Согласно рассказам информаторов, название станицы связано с названием породы дерева – дуба, растущего в окрестных лесах.

Дубовская заложена на месте бывшего ногайского аула Орта – Аул (Орта — Кхала), название которого и ныне сохранилось в устах представителей старшего поколения ногайского населения. В наши дни здесь проживают представители разных национальностей: казаки, аварцы, даргинцы, русские, ногайцы, узбеки, татары, чеченцы. Чеченцы представлены тайпами: алларой, билтой, гендарганой, зандакой, даттахой, аккий, шоной, энганой.

МИКРОТОПОНИМИЯ

Старая станица – так называют станичники урочище, расположенное на левом берегу Терека, где раньше находилась нынешняя станица Дубовская. Перенесена на новое место из-за наводнений, губивших посевы и приносивших большой ущерб хозяйствам.

Место, где церковь стояла – урочище в районе Старой станицы, где располагалась церковь Ивана Предтечи. На престольный праздник сюда приезжали кизлярские армяне и станичные казаки. После того, как перенесли станицу, церковь долго ещё стояла на прежнем месте, и поэтому, видимо,  так устойчиво держится название за этим местом. Позднее церковь Ивана Предтечи перенесли во вновь образовавшуюся станицу Дубовскую (на сегодняшний день не сохранилась).

 

Малолебедное – урочище на северо-востоке от Дубовской, где раньше было большое количество малых и больших озер и водилось много дичи с преобладанием белых и черных лебедей, что и отражено в самом названии. В наши дни от озера не осталось и следа, не стало и диких птиц. В советский период здесь располагались пашни колхоза «Путь к коммунизму», в настоящее время территории принадлежат ГУП «Дубовское»

 

Большелебедное – урочище на северной стороне станицы Дубовской, где в прошлом было много малых и больших озер и лиманов, и где в изобилии было перелетных птиц – гусей, уток, лебедей. Большелебедное – в устах жителей станицы отражает размеры урочища и наличие в прошлом большого количества птиц. В советское время на этих территориях были расположены пашни и пастбища колхоза «Путь к коммунизму». На сегодняшний день они являются собственностью ГУП «Дубовское».

 

 

Назаркин – урочище на западе от станицы Дубовской, где в прошлом находился земельный надел отставного казака Назара. В советский период -пашни колхоза «Путь к коммунизму». Назар, Назаркин – имя и фамилия из русской антропонимии.

 

Большой лиман – урочище на западе от станицы Дубовской, где в прошлом был лиман и на нем было много дичи. Давно исчезли и озеро, и птицы. В советское время — пашни и пастбище колхоза «Путь к коммунизму».

 

Аргакол – урочище на западе от станицы Дубовской. В советский период на этом месте были расположены пашни колхоза «Путь к коммунизму».

Название, вероятно, ногайского происхождения, состоит из двух компонентов: арга – от тюрк. аргIа – внешнее и кол – кёл (тюрк.) – озеро. Аргакол от аргIа кёл (тюрк.) «Внешнее (дальнее) озеро». В русском произношении название смягчено.

 

Охотницкий – урочище в северной окрестности станицы Дубовской, куда съезжались на охоту царские чиновники и казачьи атаманы с большим количеством охотничьих собак и прислугой. Они хищнически истребляли здесь ценные породы зверей и птиц. В целях охраны и сохранения природы здесь был создан государственный заказник, где охота запрещена.

 

Тишкин надел – урочище в северной окрестности станицы Дубовской, где в прошлом находился земельный надел казака – крестьянина Тишки (Тимофея). В советское время — пашни и пастбища колхоза «Путь к коммунизму».

 

 

 

 

 

ДУБОВСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ

До советской власти в станице не было клуба, радио, света. Вместо магазинов – существовали лавки. Не было медпункта. Жители станицы — казаки жили в приземистых мазанках с камышаными крышами. Не было артезиана. Брали воду из Терека. В станице было две школы : министерская и церковно-приходская. Учились, в основном, дети зажиточных казаков. В школьных программах значились следующие предметы: закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика и русская история.

В 1923 году в станице Дубовской в подвальном помещении кулака была основана «изба-читальня». Первым избачем стал И.М. Пасечкин, в 1927 году заведующим избой-читальней был секретарь комсомольской ячейки Москаленко Исай Терентьевич. При избе-читальне был создан казачий хор Синеблузники.В 1931 году хор выступил в г. Пятигорске.

Во время Великой отечественной войны Дубовская изба-читальня продолжала работать, зав. читальней был И.М. Шульга.

 Социалистический строй преобразил лицо станицы, жизнь людей. В 50-х-60-х гг. прошлого столетия  вместо мазанок построены  благоустроенные светлые дома под шифером. К каждому дому протянуты  электрические провода. В каждом доме радио. В первые годы советской власти над станицей возвышено более 30 телевизиооных антенн. В станице имелось 182 мотоцикла,7 легковых машин,382 приемника,70 холодильников, 170 стиральных машин. Была кинопередвижка, а затем установлена стационарное киноустройство.

В 1950 году в станице Дубовской была организована библиотека и сельский клуб. Заведующей клубом стала Картунова Р.И, с 1951 по 1953 год заведующей  клубом была Вдовенко Анна Федоровна, в 1954  году её сменил  Кочетков Михаил Иосифович.

В 1954 году на областном смотре хоровых коллективов казачий хор станицы Дубовской стал Лауреатом и был направлен в Москву на всесоюзный смотр художественной самодеятельности.

В 1957 году в городе Грозном проходил первый Комсомольский молодежный фестиваль. На нем Дубовской хор занял первое место и получил в подарок набор струнных инструментов.

В 1962 году в центре станицы Дубовской  силами комсомольцев, строителей-колхозников был построен сельский Дом культуры, около Дома культуры парк с зелеными насаждениями и оградой. Зрительный зал имел 400 мест, отведены помещения под библиотеку, кабинеты для кружковой работы. При ДК работало 11 кружков : драматический, хореографический, хоровой, боянистов, сеьскохозяйственный ,балетный, акробатический и др., в которых участвуют и взрослые и школьники. В юбилейном 1967 году Дом Культуры  (директор М.И.Кочетков, художественные руководители Р.И.Арутюнова,Г.Агафоночкин) проделал большую работу: прошли встречи с ветеранами Великой Октябрьской социалистической революции и Великой Отечественной войны, передовиками колхозного производства, с колхозными пенсионерами, даны концерты в честь пятидесятилетия Советской власти в станицах Шелковской, Дубовской, Бороздиновской, Лесхозе. Агитбригада выезжала в Буруны в сентябре, декабре 1967  года и в марте, мае 1968 года. В наш Дом культуры часто приезжают на гастроли артисты театра им.М.Ю. Лермонтова, им. Х.Нурадилова, а также кукольные театры из городов Грозного и Махачкалы, артисты Дагестанской и Чечено-Ингушской филармонии.

Вечером после трудового дня нарядные Дубовчане шли в Дом культуры по асфальтированным тенистым аллейкам (протяженность их более 4 км.)Здесь они могли посмотреть кинофильмы, послушать выступления лекторов на международные и другие темы, принять участие в тематических вечерах, посмотреть в библиотеке журналы, почитать свежие номера газет, взять интересную художественную книгу домой. В тот период книг в сельской библиотеке насчитывалось 9000 экземпляров.

6 ноября 1967 года были открыты памятники — объекты культурного наследия: «Памятник  воинам-станичникам, павшим в боях с фашистскими захватчиками», «Братская могила  воинов 11-ой Красной Армии, погибших  в боях с белогвардейцами». Весною 1968 года вокруг памятников был разбит цветник.

В том же году во время проведения смотра художественной самодеятельности, хор станицы и Дубовской танцевальный коллектив  заняли первое место.

В начале 70-х годов на средства колхоза «Путь к коммунизму» по инициативе членов партийного комитета колхоза были приобретены инструменты для духового оркестра. Оркестрантами были рядовые колхозники, в основном члены коммунистической партии. Духовой оркестр являлся одним из ведущих творческих коллективов, который стал неотъемлемой частью культурной жизни станицы, который принимал самое активное участие на митингах, собраниях, парадах, посвященных Дню победы 9 мая, Дню солидарности трудящихся 1 мая, концертах, проводимых в станичном Доме культуры. Репертуар оркестра связан напрямую со строительством нового строя в стране – коммунизма, воспитывал у населения оптимизм, любовь и уважение к духовой музыке.

В состав оркестра входили : Петанов А.Ф., Селиванов А.Н., Беликов Е., Кочетков Н.А., Кочетков М.И. и др.

В 1961 году  участники художественной самодеятельности Дубовского Дома  культуры выступали в г.Махачкале, Пятигорске, Ростове, Ессентуках, Железноводске, Грозном. Выступили в г.Москве на Всемирном фестивале  в составе : Борисенко Кати, Соиной Тамары, Щукиной Ларисы, Федосеевой Нади.

В 1962 Дубовскому хору присвоено звание «Народный коллектив». Церемония награждения состоялась в Москве.

В 1967 году женская вокальная группа станицы Дубовской заняла первое место на музыкальном республиканском фестивале. Группа была награждена ценными подарками и направлена в город Сочи, где получила звание Лауреата Сочинского всесоюзного фестиваля.

В 1968 году во время проведения всесоюзного смотра драматических коллективов от Дубовского СДК был поставлены спектакли «Акулина», «Свидание у черемухи» в 4-х действиях и 5-ти картинах. Коллектив Дубовского СДК стал Лауреатом смотра и был награжден дипломом 1-й степени, получив грамоту «Клуб отличной работы».

         В честь XXV съезда КПСС СДК участвовал во всесоюзном смотре, где занял второе место и был награжден дипломом и денежной премией.

В 1972 году Дубовской СДК получил почетную грамоту Президиума Совета министров ЧИАССР.

За активную деятельность и участие в культурной жизни станицы, района и республики в 1975 году коллектив Дубовского СДК награжден почетной грамотой имени композитора Хренникова.

В 1980 году Дубовской хор получил почетную грамоту Совета министров ДагАССР за активное участие в фестивале, проводимом ДагАССР.

В 1985 году коллектив Дубовского СДК награжден почетной грамотой во всесоюзном телевизионном фестивале.

В 1987 году на районном фестивале политической песни Дубовской хор занял первое место и получил почетную грамоту РККПСС и Райисполкома.

В 1988 году хоровой коллектив станицы Дубовской награжден почетной грамотой колхоза «Путь к коммунизму» и денежной премией в размере 500 рублей.

В 1990 году хоровой коллектив вновь награжден почетной грамотой колхоза «Путь к коммунизму» и денежной премией.

Во время вооруженного конфликта Дубовской СДК был вынужден прекратить свою работу. Здание клуба было разрушено. Преемником СДК стал Культурный казачий центр, образовавшийся в 2000 году, директором которого стала Арсаева Таиса Хасаиновна, уроженка станицы Дубовской. Работниками центра была возобновлена  кружковая работа, создан казачий хор, начаты занятия со школьниками.

В 2001 году Дубовской ККЦ выезжал в Республику Дагестан на фестиваль «Мир Дружбы», а также принимал активное участие во всех мероприятиях, проводимых в районе и Республике.

В 2006 году ККЦ выезжал в Осетию в город Моздок на фестиваль казачьей песни. Работники ККЦ были награждены грамотами и ценными подарками.

В 2007,2014 г.г. центр выезжал в поселок Тульский Республики Адыгея на фестиваль казачьей  культуры. Сотрудники центра были награждены Дипломом за развитие и пропаганду народных казачьих традиций. Кроме того, ККЦ был награжден грамотами и денежной премией за активное участие в региональном фестивале казачьей культуры.

В 2009 году Дубовской ККЦ был награжден Дипломом за пропаганду национального самодеятельного творчества и активное участие в ежегодном республиканском фестивале культуры и искусств  народов Чеченской Республики.

В 2010 г. коллектив ДУБОВСКОГО КАЗАЧЬЕГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА был награжден почетной грамотой за большой вклад в гармонизацию межнациональных отношений, сохранения и развитие культуры и искусств народов Чеченской Республики.

2010 г. ГРАМОТА  за плодотворную деятельность гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранению и развитию культур и традиций народов ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, а также за активное участие в ежегодном республиканском фестивали «Чеченская Республика — Дом дружбы» и многими другими грамотами и дипломами и кубками.

          30 сентября 2015 работники и участники ККЦ приняли участие на фестивале народного творчества казаков Северного Кавказа «Гуляй, станичники», который проходил в Шелковском РДК.

На сегодняшний день ККЦ начитывает 5 сотрудников: директор, методист, хормейстер, аккомпаниатор и балетмейстер. Коллектив Дубовского ККЦ активно участвует в культурных мероприятиях станицы, района и республики, награжден множеством почетных грамот и дипломов.

11.11.2014 г.  

участники Дубовского ККЦ приняли  участие  в Республиканском фестивале народного творчества национальных культурных центров Чеченской Республики «Сияние культур», который  прошел в Доме культуры села Верхний Наур Надтеречного муниципального района Чеченской Республики

декабрь 2013 года

Отчетный концерт  Дубовского ККЦ перед населением станицы Дубовской

 

 

 

27 августа 2014 г.

Участники Дубовского ККЦ приняли участие в республиканском фестивале-конкурсе    этнокультурных центров  «Вместе дружная семья», проводимом в  Шелковском районном  ДК.

Была исполнена фольклорная песня «Я на печке молотила ».

8 июля 2014 г  участники Дубовского казачьего культурного центра  встречали  в  храме  Архистратига Михаила г. Грозного  чтимую  икону  Преподобного из Троице-Сергиевой лавры с частицей его мощей, где  по  благословению  Святейшего Патриарха Московского  и  всея  Руси  Кирилла  в  рамках  общероссийского празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского  в  храме было совершено вечернее богослужение с чтением акафиста Преподобному, которое возглавил епископ Варлаам.

            

              НИКТО  НЕ  ЗАБЫТ, НИЧТО  НЕ  ЗАБЫТО

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вместе со всем советским народом поднялись на защиту Отечества жители нашей станицы. В армию были призваны не только мужчины, но и девушки, как Кузьмина (Шульга) Анна Никифоровна, Анисимова (Жолоб) Татьяна Георгиевна, Макеева Агрипина Ивановна. Многие не вернулись в родную станицу, погибнув защищая Родину от фашисткой чумы.

Так, в семье Шишморовых погибли отец Шишморов Егор Савельевич и два сына – Сергей и Алексей.

В семье Левченко воевали четверо : Иван Архипович, Яков Архипович, Филипп Архипович и его сын Яков. Погибли Яков Иванович и Филипп Архипович.

В семье Диковых участниками были три брата : Сергей, Василий, Павел. Не вернулись к матери старший Павел и младший Сергей.

Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  в День Победы 9 Мая  у  Памятника  воинам-станичникам, павшим в боях с фашистскими захватчиками в 1986 году

Не вернулись с войны  наши герои —  защитники

 

1. Калганов Дмитрий 25. Самохин Алексей Григорьевич
2. Яковлев Михаил 26. Сладков Андрей Назарович
3. Дундуков Дмитрий Алексеевич 27. Панков Андрей Иванович
4. Лемешко Николай Яковлевич 28. Кузьмин Константин Савитеевич
5. Лемешко Василий Николаевич 29. Борисенко Семен  Трофимович
6. Черников Максим 30. Кузьмин Владимир Савитеевич
7. Балаченко Александр 31. Петанов Степан Григорьевич
8. Пузенко Николай Филиппович 32. Зубков Григорий Ефимович
9. Макеев Иван 33. Арьков Илья Филипович
10. Балаченко Андрей 34. Кузьмин Илья Родионович
11. Картышов Иван Иванович 35. Петанов Василий Нестерович
12. Картышов Филипп Иванович 36. Пузенко Николай Кириллович
13. Борисенко Константин Данилович 37. Кучуркин Василий Васильевич
14. Кособрюхов Иван Георгиевич 38. Кучуркин Вархом Васильевич
15. Латышев Федор Иванович 39. Панков Федор Иванович
16. Долгов Адам Герасимович 40. Капшашилов Иван Иванович
17. Шишморов Егор Савельевич 41. Капшашилов Леонтий Иванович
18. Шишморов Сергей Егорович 42. Левченко Яков Иванович
19. Шишморов Алексей Егорович 43. Левченко Филипп Архипович
20. Диков Сергей Егорович 44. Зубков Василий
21. Диков Павел Егорович 45. Троицкий Дмитрий Дмитриевич
22. Кузьмин Иван Константинович 46. Арьков Тимофей
23. Туманов Филипп 47. Жерщиков Семен
24. Анарьев Иван Сергеевич 48. Асколов Константин
49. Калганов Николай 62. Асколов Степан
50. Панков Александр 63. Бычков Никифор Николанвич
51. Кочетков Иван 64. Троицкий Иван Карпович
52. Белоненко Александр 65. Блинков Елизар
53. Сладков Прокофий Андреевич 66. Панков Иван Николаевич
54. Тихонов Филипп Самсонович 67. Балаченко Иван Артемович
55. Аржанов Иван 68. Балаеченко Николай Андреевич
56. Троицкий Никанор 69. Кумсков Петр
57. Троицкий Константин 70. Кочетков Иван Осипович
58. Асколов Ефим 71. Кочетков Василий Осипович
59. Конарев Иван 72. Тихонов Иван Ильич
60. Шульга Николай Михайлович    

      

 

     Те, кто вернулись домой, принялись восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

      Латышов Григорий Иванович имел четыре правительственные награды: Медали «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За победу над Японией», имел несколько благодарностей :1)за форсирование рек Прон и Нетра, за овладение городов Комарно, Новые Замки, Шураны, Комятицы, Врабле-на Братиславском направлении; 2) за овладение городом Нитра;3)за овладение городами Травна, Глаговец, Сенец, прикрывающих подступ к Братиславе;4) за освобождение Чехословакии; 5) за освобождение города Будапешта; 6)за овладение городами Чань-чунь, Мукден, Цауакар, Жехе, Дайрен, Порт-Артур.В годы войны Григорий Иванович был пулеметчиком под командованием маршала Малиновского. Со своей частью он прошел всю Европу и закончил войну в Японии.

Кособрюхов Григорий Константинович со своей частью прошел от Одессы до Берлина, освобождая от немецких захватчиков Румынию, Чехословакию, Венгрию, Югославию. Участвовать во взятии Берлина ему не пришлось, так как война подходила к концу и солдат старшего возраста отправляли домой. Он был трижды ранен, но возвращался на фронт. Принимал участие в форсировании рек Тиссы и Дуная, имеет две медали : «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Левченко Яков Архипович участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в 161 гвардейском стрелковом полку в боях за освобождение Ленинградской области, советской Прибалтики, а также городов Тарту, Риги. Имеет правительственные награды : «Орден Красной Звезды», «Орден Славы 111 степени», медаль «За оборону Москвы», «За победу над Германией» ,личную благодарность товарища  И.В.Сталина «За взятие Риги».

Полторацкий Михаил Иванович с 1941 года участвовал в боях под Москвой в 30 артполку.От Москвы дошел до Кенигсберга, освобождая Можайск, Юхнов, Каунас, Люксембург. Имеет правительственные награды : «Орден Отечественной войны 111 степени», «Орден Красной Звезды», медали «За отвагу», «За боевые заслуги».

Эти герои на совесть трудились в послевоенное время во благо своей Родины в своем родном колхозе.

Ежегодно 9 МАЯ жители станицы  возлагают цветы памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

                        КОЛХОЗ «ПУТЬ К КОММУНИЗМУ»

В архивном фонде Министерства сельского хозяйства ДАССР в годовом отчете за 1933 год дата организации колхоза «12 годовщина Октября» станица Дубовская Шелковского района значится сентябрь 1931 года. (Основание ф. р-127,оп.21,д.16,л.50 Архивного Отдела при Совете Министров ДАССР Центрального Государственного Архива ДАССР).

Год 1929 был переломным годом в жизни крестьян, когда они массами стали вливаться в артели, а потом несколько артелей вливались в колхоз.

В апреле 1929 года образовалась первая артель под названием «12-ая годовщина Октября». Первым председателем артели был избран  Будников Василий Михайлович,вскоре – Москаленко Исай Терентьевич. Первым председателем  станичного Совета стал Петанов Дмитрий Варфоломеевич. В конце 1929 года появилась вторая артель «10-ая годовщина Дагестана»,которую возглавил Аукин Яков.В мае 1930 года образовались еще две артели : «Лоза Ворошилова» -председатель Лобачев Андрей Степанович и «1-ого Мая» — председатель Панков Гаврил Павлович.

Как самостоятельные эти артели просуществовали недолго. В сентябре 1930 года четыре артели объединились и был образован колхоз под названием «12 лет Октября».  Его председателем  стал Будников Василий Михайлович. К моменту создания колхоза имелось 500 га пашни,78 лошадей,28 конных плугов, 210 коров. Первыми трактористами были Меркулов Дмитрий Дмитриевич, Крылевский Тихон Артемович, Фролов Ефим Федорович, Коротышкин Иван Трофимович,Мамонцев Николай Андреевич. Первый комсомольский вожак – Капшашилов Алексей Михайлович.

Свои артели были созданы   1929-1930 гг. в станице Бороздиновской. Это артели имени Буденного и Фрунзе. Но уже к апрелю 1930 года  раньше, чем в Дубовской ,произошло объединение и образовался колхоз имени Фрунзе, председателем которого был Куриленко Артем Сергеевич. К моменту создания колхоза имелось 30 га пашни,52 лошади,  150 коров.

1934-1941 гг. в колхозе «12 лет Октября» выращивали хлопок на площади 125 га, виноградники -25-30 га, зерновые культуры до 300 га, занимались разведением овец (около 1500 голов),лошадей –около 500 голов, птицы кур (около 1000). Поля были поливные и богарные. Хлопководческая бригада состояла из 2-х звеньев. Первым звеньевым был Кочетков Михаил Иосифович, Его участок в 75 га дал урожай по 7,5 ц. с га. За хорошую организацию по уходу за хлопком Кочеткову М.И. присвоили звание ударника. Он получил премию в 700 рублей и велосипед марки «МВЗ». В целом его звено, в которое входили Кочеткова Зинаида А., Панкова Анастасия А., Кособрюхова Ефросинья Николаевна, было помещено на доску почета и выезжало на районный слет в ст.Шелковскую, где угощали за почетным столом. В 1935 году  ударницы  Латышова Антонина, Арькова А.И. были приняты в ряды ВКП (б).

                                   Хлопководческая бригада 1936 год

Отлично трудилась в возрасте 65 лет Каратышкина Ульяна Николаевна,не раз ее труд отмечался благодарностями и ценными подарками. Хорошо знающие ее рассказывают, что за рабочий день она вручную очищала 5 куб.метров оросительной канавы при очень большой засоренности камышом, мелким кустарником. Высоко несли имя ударниц такие колхозники, как Туманова Арина, Сладкова Евдокия, Шемякина Александра, Шемякина Татьяна, Полякова Мария, Лемешко Ирина. Главными специалистами колхоза были : Травин Н.П. –председатель колхоза, Бузинный Н.С.- главный агроном, Батаев М.М. –главный зоотехник, Панков  А.И.- главный механик, Дачев М.М.- главный ветврач.

В октябре 1967 года два колхоза «12 лет Октября» и имени Фрунзе слились и появилось новое хозяйство – «Колхоз путь к коммунизму».

                  Передовая свинарка колхоза Панкова Евдокия

            Передовая колхозница Щукина Матрена Федоровна

                                               Птичницы колхоза

                            Телятница колхоза Панкова Е. 1952 год

                           передовые    колхозницы   1954 год

                                 Передовицы колхоза 1959 год

                Коллектив свинотоварной фермы колхоза 1965 год

                    Коллектив птицетоварной фермы колхоза 1965 год

                                    Бригада полеводов 1949 год

                                                  Полеводы колхоза  1948 год

                                    Передовики колхоза 1962 год

                                    День доярок 1969 год

                   Слет животноводов в ст.Шелковской 1964 год

Дорофеев Михаил, комбайнер колхоза награжден орденом трудового красного знамени  (посредине)

        Передовые свинарки Пискунова Любовь и Уманцева Лидия 1978 год

На праздновании юбилея – 60 лет колхозу «Путь к коммунизму» в сентябре 1991 года в своем выступлении председатель колхоза Латышев Александр Федорович  отметил, что в колхозе трудится 860 колхозников. Общая земельная площадь тогда составляла 28562 га ,из которых свыше 24 тысячи га сельхозугодий. Пашни всего 6137 га. В колхозе 200 единиц тракторов, комбайнов, автомашин. Имелось 2500 голов КРС,9200 свиней, 37500 овец,  и 247 лошадей. Всего основных средств на 16 миллионов 500 тысяч  рублей. Годовой денежный доход равен 6 миллионам 700 тысячам рублей. Чистая прибыль 1 миллион 700 тысяч рублей. По итогам работы хозяйства за 8-ую пятилетку, за достигнутые успехи в социально-экономическом развитии, колхоз был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В последующем колхоз неоднократно признавался победителем Всесоюзного, республиканского и районного соревнований.

                            ДУБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА  

                                             из истории

Первые школы в станицах Терского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика и русская история. Школы открывались во многих станицах, но по количеству учащихся они были небольшие, в них обучались далеко не все станичные дети.

Все школы содержались за счет станичных доходов. Организация учебного процесса была направлена на воспитание подростка-казака в духе верности своим традициям, безусловной дисциплине и т. п. Военная администрация принимала ряд мер по увеличению грамотности: увеличивается сеть учебных заведений, ассигнования на их открытие, а некоторых станицах открываются «воскресные» школы.

Терское казачье войско не имело своих высших учебных заведений. Для получения высшего образования Войсковое правление выделяло специальные суммы на содержание стипендиатов. В 1915 году в высших учебных заведениях России обучалось 46 юношей и 4 девушки казачьего сословия.

Помимо занятий в гражданских учебных заведениях, часть молодых людей направлялась в высшие, средние и низшие военноучебные заведения, где их готовили для управления казацкими формированиями. Однако численность этого контингента была малочисленной.

Терское казачье войско постоянно испытывало недостаток в высококвалифицированных специалистах. Сословная замкнутость предоставляла казакам возможность учиться лишь в станичных учебных заведениях и церковно-приходских школах. В дальнейшем казак попадал под действие закона 1882 года о прохождении службы, где он будет занят до 38 лет, а, следовательно, дорога в высшее учебное заведение для казака, за редким исключением, была закрыта.

Дубовская средняя школа построена в 1960 году. Здание трехэтажное. В ней имеется спортзал, предметные кабинеты, ленинская комната, музей, радиоузел, технические средства обучения. Имеется в школе библиотека, в которой насчитывается 5000 экземпляров книг, мастерская с набором необходимых инструментов и станков. В станице  в это время было старое здание школы, в которой учились ученики 1-3 классов, там расположен был интернат, где проживали в основном дети колхозников артели «Путь к коммунизму» на полном  государственном обеспечении.

Молодые колхозники без отрыва от производства учились в вечерней школе, являлись  заочниками в Вузах. Велико было  стремление жителей станицы к знаниям, культуре, политике. Специалистов со средним и высшим образованием составляло более 60 человек.

                              ПЕРИОДИЧЕСКАЯ  ПЕЧАТЬ

                                       В  1970 году  станичники  читали :

газеты Количество экз. журналы Количество экз.
Грозненский Рабочий 105 Вокруг Света 12
Строитель Коммунизма 273 За рулем 27
Комсомольское Племя 15 Здоровье 18
Комсомольская Правда 24 Наука и Жизнь 10
Пионерская Правда 115 Мурзилка 77
Сельская Жизнь 197 Огонек 30
Советская Россия 18 Партийная Жизнь 9
Блокнот  Агитатора 14 Роман-Газета 33
Политическое самообразов. 6 Крестьянка 83
    Крокодил 46
    Знание-Сила 6
    Советский Экран 8

                                      Число электрофицированных  дворов.

Годы 1966 1967 1968 1969
 

Число дворов

 

578

 

582

 

584

 

586

   В 1969 году  введено в эксплуатацию новое типовое здание медицинского пункта.

   В 1970  году в станице построена автоматическая телефонная станция на 50 номеров мощностью 4 киловатта.

  Украшало станицу двухэтажное кирпичное здание правления колхоза «Путь к коммунизму», построенное в том же 1970 году. Имелась швейная мастерская, где можно было заказать любое платье, юбку или костюм любого фасона.

    В 1979 году построен  детсад – двухэтажное здание на 110 мест.

    В 1985 году  введено в действие  двухэтажное здание торгового центра.

                               Председатели колхоза  (со слов  колхозников):

Картавцев  Петр  Гаврилович

Травин  Николай Петрович

Феньева Галина Герасимовна

Мороз  Василий  Данилович

Кочетков  Николай  Акимович

Латышев  Александр  Федоррович

Абдрахманов Айребик Зербикович – директор ГУП «госхоза Дубовское»

Loading